Хочу сказать несколько слов по поводу открытия Google'ем видео формата WebM. Давайте проанализируем, что же, собственно, произошло? А вернее — что НЕ произошло? Не произошло войны форматов video для web.
Напомню, до последнего времени IE и Safari были за H.264, а Opera и Firefox за Theora. Ситуация была тупиковая. Противостояние могло бы продлиться очень долго, учитывая, что первые хотели, чтобы у видео было приемлемое качество, а вторые не могли себе позволить заплатить за H.264.
А кто больше всего пострадал бы от такого затянувшегося противостояния? Правильно, мы с вами, простые пользователи. Отсутствие стандартизированного видео формата сдерживало развитие Web. И что сделал Google? Он заплатил за нас всех. Заплатил 100$ млн (!!).
Нет, конечно же, появления стандартного видео формата в Web принесет пользу, в первую очередь, Google (в долгосрочной перспективе). Но давайте представим себе другое развитие событий. Например, Google бы разрешил использовать этот видео формат в OpenSource-браузерах, а с остальных бы попросил отчисления?
Учитывая, что уже сегодня от разработок On2 Technologies зависят такие компании как AOL, Freescale, Nokia, Oracle (Sun), Skype, Adobe, Sony и многие другие, представьте сумму «недополученной прибыли» Google. И это недополученная прибыль не только Google. Ведь открыв VP8, Google «подложил свинью» всем тем, кто надеялся нажиться на H.264. А еще есть огромный пул патентов On2 Technologies. Представьте, что Google бы начал «кашмарить» мелкие компании, давить их и вымогать деньги за «софтверные патенты».
Но всего этого не произошло, Google «выбросил на ветер» 100 миллионов, не попытался «зажать яйца» конкурентам, не стал заниматься «софтово-патентым» вымогательствам. Но почему? Подобная практика не типична для современных «рыночных отношений» IT-индустрии, не так ли? А вот это то как раз и ужасно.
Крупные игроки софтверного рынка забыли, что кроме прямой обязанности извлечения прибыли для своих акционеров, на них лежит и ответственность за развитие технологий перед миллионами своих пользователей.
К чему это я?
А посмотрите в корень проблемы. В её основе лежат софтверные патенты. И именно с софтверными патентами сложилась такая же тупиковая ситуация, когда компании, с одной стороны угрохали миллиарды долларов надувая «патентный пузырь», а с другой, почти все из них понимают, что ничем хорошим это не закончится.
Я уже где-то писал и повторю, что, imho, сейчас на рынке ПО есть только одна компания, у которой достаточно финансовых возможностей и лоббистов, чтобы продавить реформу патентной системы. Мы все знаем название этой компании. А вот способна ли эта компания на поступки подобные тому, что сделала сейчас Google?
Google выгоднее и логинее отдать $100 000 000 сейчас и иметь полностью патентно чистый кодек, чем потом отдавать такие же суммы сторонним организациям вроде MPEG LA, etc. Не стоит забывать, что это просто снизит издержки на содержание YouTube.
Согласен, что для Google выгодно, чтобы именно его кодек стал стандартом, но BSD-лицензия… не слишком ли щедро отдавать на таких условиях свою технологию конкурентам?
Это позволит добиться повсеместного распространения стандарта VP8, особенно в embedded-устройствах и им подобным. Также это может являться каким-то ходом для Google, ради использования достижений сообщества WebM в своих коммерческих целях.
Я как-то на хабре комент прочитал, что Google открыл VP8 чтобы «смягчить политику MPEG LA», так сказать метод давления. Так вот теперь вопрос: Каков порядок сумм отчислений на том же YouTube, что вариант выложить $100 млн для получения «скидки» не вызывает смеха?
Я то как раз с этим согласен, просто интересно вдруг кто знает по какому принципу выплачиваются отчисления в MPEG LA, для оценки их размера. Согласитесь, что даже из рассчета $10 за посетителя YouTube это мало для таких предположений. Да к тому же есть вопрос о «двойных отчислениях» ведь в Windows (вроде как начиная с Vista, но точно не скажу) H.264 поставляется в комплекте, значит за их просмотр оплаты не берется… ну и т.д.
Если найдется спец, который доходчиво объяснит это все будет интересно почитать
Я думаю, что Google не будет спешить от отказа от H.264 он будет использовать этот кодек, как минимум, до того времени, как за его использование потребуют денег, а параллельно будет продвигать VP8.
Я не акцентировал внимание в посте на этом, но у Google достаточно средств, чтобы заплатить за использование H.264, им не нужны скидки. Imho.
hint: В посте написано про «почти монополию» в Web, а компания, которую я имел ввиду «почти монополия» в Software.
Именно, для компании, которые называют себя лидерами того или иного сегмента рынка выгодно развитие этого самого сегмента. Если, конечно, компания конкурентноспособна, и занимает свое место заслуженно.
Да, ведь выше них по капитализации никого же нет?!
Не все к сожалению знают очевидное. Ну зато хоть думать полезно — задумываться об очевидном.!
Кстати, Майкрософт долгое время не брала патенты на свои технологии. А потом их затроллили за Stacker — программу сжатия дисков — и они стали всё патентовать. (Источник — patentabsurdity.com/ — хороший кстати фильм, там даже RMS выступает. Единственное неудобство — он только на английском.)
Если найдется спец, который доходчиво объяснит это все будет интересно почитать
Я не акцентировал внимание в посте на этом, но у Google достаточно средств, чтобы заплатить за использование H.264, им не нужны скидки. Imho.
я незнаю :( кто сильнее Google в этом деле?
Именно, для компании, которые называют себя лидерами того или иного сегмента рынка выгодно развитие этого самого сегмента. Если, конечно, компания конкурентноспособна, и занимает свое место заслуженно.
ps: неужели это настолько не очевидно? :-/
Не все к сожалению знают очевидное. Ну зато хоть думать полезно — задумываться об очевидном.!
Кстати, Майкрософт долгое время не брала патенты на свои технологии. А потом их затроллили за Stacker — программу сжатия дисков — и они стали всё патентовать. (Источник —
Напишу по этому поводу отдельный пост.