UbuntuМарк Шаттлворт -"Следующим шагом в развитии Unity будет переход на Wayland"

Такое заявление сделал Марк в своем персональном блоге 4го ноября. Это будет серьезный шаг вперед для линукс, ведь X11 был разработан уже 20 лет назад и с тех пор практически не менялся, хотя потребность в этом есть и огромное количество надстроек над X тому доказательство.

Wayland — новая система управления дисплеями, основанная на OpenGL, учитывающая опыт многолетнего использования X11 и призванная заменить его.
Этот проект еще пока очень молодой, но Canonical предполагает направить большие усилия по доработке совместимости с Wayland всего необходимого функционала Unity. В то же время, понимая, что практически все современные линукс-приложения разработаны под X, совместимость их с Wayland — будет первоочередным условием перехода. В рамках самого проекта данная совместимость заявлена, как ключевая особенность. Несмотря на то, что Wayland основан на собственном активно разрабатываемом и еще до конца не утвержденном протоколе, возможность подключения адаптированного Xserver и обработки его трафика в качестве «композитора» является одной из основных функциональных возможностей (как показано на рисунке).



Марк сетует на жесткие и сжатые сроки разработки и сомневается в возможности предоставить рабочий результат в 6 месяцев. В качестве адекватного срока он называет 1 год.

Ссылки по теме:
www.markshuttleworth.com/archives/551
wayland.freedesktop.org/architecture.html
lwn.net/Articles/413370/
  • +8
  • Procion
  • 05 ноября 2010, 15:27

Комментарии (9)

  • avatar
  • fog
  • 05 ноября 2010, 17:43
  • #
  • 0
Лицензия MIT это, конечно лучше, чем велосипедная «X11 License» у Xorg, но лучше бы (L)GPL. А иксам давно уже пора было искать замену…
Чем плох MIT? По мне так даже лучше GPL.
Я сторонник равных условий для всех, чтобы не было так, что одни все возвращают в апстрим, а другие ничего. Но выбор лицензии, это право автора. [Все зависит от целей. ;-)]
Ну лично я считаю возможность возвращать в апстрим по своему усмотрению — дополнительной свободой. Т.е. MIT в моем понимании более свободная лицензия. И она в свою очередь привлекает к продукту бизнес, что может сказаться на жизнеспособности его и распространении.
Ну лично я считаю возможность возвращать в апстрим по своему усмотрению — дополнительной свободой.
В моем понимании — возвращение кода в открытый проект, это некий налог. Т.е. если я взял чужой код (труд), то должен и сам поделиться. Это вопрос не желания, а долга. Представь, как бы нам жилось в настолько «свободной» стране, что налогоплательщик бы сам решал, когда и сколько налогов ему платить.
И она в свою очередь привлекает к продукту бизнес, что может сказаться на жизнеспособности его и распространении.
Бизнес тоже бывает разный. Есть компании, которые развивают OpenSource, а есть такие, кто относится к СПО, как к «халяве», зарабатывая на открытом коде и оставаясь при этом проприетарной компанией.

Кроме того, по моим многолетним наблюдением проекты под «менее свободными» лицензиями развиваются быстрее (это не правило, а субьективная статистика). Да я и сам не сталбы возвращать изменения в проект с BSD-like лицензией, зная, что моим кодом могут воспользоваться мои же конкуренты (и ничего не дать взамен).
Ну тебе так же не хотелось бы, чтобы конкуренты воспользовались твоими наработками as-is, даже ничего и не внося.
Бизнес тоже бывает разный. Есть компании, которые развивают OpenSource, а есть такие, кто относится к СПО, как к «халяве», зарабатывая на открытом коде и оставаясь при этом проприетарной компанией.

На самом деле я вывел такую закономерность, что «Развивать OpenSource» по карману или очень большим компаниям или частным лицам. Все, кто в промежутке зарабатывают на СПО, но вот делать из этого вывод, что они к нему относятся как к халяве я бы не стал.
А в чём вообще проприетарность компании? В нежелании делиться всеми своими know-how? Я думаю практически все компании имеют что скрывать, без разницы работают ли они с открытым или закрытым кодом. Другое дело что существуют компании (не будем уточнять), которые очень много берут, и, имея (финансовые) возможности отдавать, не делают этого. Вот это плохо.
Во многом согласен. Хотя даже небольшие компании могут вносить вклад в опенсорс. На своем примере, при разработке сугубо проприетарной системы мы решали по-ходу много разных задач. В итоге мой ведущий разработчик выложил в открытый доступ питонический модуль для работы с watchdog таймером, который был сделан в рамках проекта. Вот такой скромный вклад, этот модуль коммерческого интереса не представляет, к ноу-хау не относится, однако может многим помочь. Но скажем открывать всю систему в опенсорс — было бы губительно для всего проекта, потому что он узкий, нишевый, и хорошо, что лицензионно его удалось сделать закрытым.

Кстати не стоит забывать еще о таком вкладе в опенсорс, когда программист работает в компании, получает зарплату, а в рамках выполнения должностных обязанностей пилит что-нибудь опенсорсное, ну или пусть даже в свободное время. Тоже вклад.

Все гораздо сложнее, чем просто отдал в апстрим/не отдал в апстрим. Наличие под вейланд даже закрытых приложений, в любом случае позитивно скажется на проекте, т.к. будет повышать его востребованность.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.