Экзотические ОС → KolibriOS
KolibriOS — свободная операционная система для PC, полностью написанная на ассемблере fasm. Является альтернативной операционной системой, так как она основана не на стандартах POSIX. Кроме приложений написанных на ассемблере, существуют программы написанные на Си, C++, C--, Free Pascal, Forth, т.е. на языках высокого уровня. Огромным плюсом для русскоязычных пользователей этой ОС является то, что разработчики преимущественно живут на территории СНГ
Особенности KolibriOS
• Множество вариантов загрузки, в том числе с NTFS-раздела. Также возможна загрузка прямо из Microsoft Windows (при этом Windows, конечно, завершается), не требующая установки системы.
• GUI на основе VESA. Возможность увеличения частоты монитора за счет уменьшения разрешения.
• Среда разработки: редактор, макро-ассемблер (fasm) для сборки ядра и приложений.
• Поддержка TCP/IP-стека для некоторых сетевых карт.
• Основной дистрибутив помещается на одной 3,5" дискете.
• Для запуска достаточно 8 мегабайт оперативной памяти.
• Вытесняющая многозадачность, возможность создания потоков, параллельное исполнение системных вызовов.
• Страничная адресация.
• Поддержка файловых систем FAT12, FAT16, FAT32, NTFS (только чтение), ISO 9660 (в том числе мультисессию).
• Поддержка звукового кодека AC'97 для чипсетов Intel, nForce, nForce2, nForce3, nForce4 и SIS7012
• Поддержка USB (uhci-контроллер).
• Поддержка воспроизведения Audio CD и DVD-дисков.
• Уже портированы такие программы как DosBox, Quake, Doom.
• Наличие исчерпывающей документации на русском языке.
Скриншоты Kolibri 0.7.1.0
Скриншоты Kolibri 0.6.5.0
Полезные ссылки
•
•
•
•
•
•
- +5
- nsinreal
- 30 мая 2009, 14:50
Имхо, если разработчики не забросят — получится красивая и удобная ОС.
Порадовался), что очередной продукт япошек…
В итоге на десктопах она не актуальна по причине отсутствия поддержки современного железа, для использования на серверах ОС должна быть как минимум многопользовательской, для встраиваемых систем нужна работа в реальном времени.
Да и портирование на нее POSIX-софта по отзывам на сайте не так и просто.
В общем, разработчики молодцы, но применений их работе я не вижу.
По поводу железа — линукс также не отличается хорошей поддержкой современного (и старого тоже) железа, хотя дистрибутивы основаны на стандартах POSIX. Все это зависит только от популярности дистрибутива, и я не вижу причин, по котором KolibriOS не может набрать большой процент пользователей.
Если разработчики будут продолжать работать над ОС, то получится очень хорошая штука
Как уже сказано выше — есть высокоуровненные языки. Кроме того, скорость разработки определяется в основном не используемым языком, а числом разработчиков.
Как показывает практика, портирование всё же возможно, просто оно неинтересно основным разработчикам.
«Система расчитана на использование ассемблера для написания приложений» © wiki.kolibrios.org
Такая фраза авторов говорит о том, что они от ассемблера отказываться не намерены.
> По поводу железа — линукс также не отличается хорошей поддержкой современного (и старого тоже)
Для него уже сами производители железа драйвера пишут. Кроме того, пусть он железо вышедшее вчера и не поддерживает, то в колибри сейчас поддержка железа десятилетней давности.
К вопросу о POSIX.
«Система использует собственные стандарты и не основана на POSIX»
Из того же источника.
> скорость разработки определяется в основном не используемым языком, а числом разработчиков.
Скорость разработки от языка зависит очень сильно. Особенно это касается языков с низким уровнем абстрации. Для C++ и Object Pascal она сравнима, но не для C/С++ и асма. Можете провести эксперимент, написать какую-нибудь программу сперва на fasm, потом на C, и сравнить затраченное время.
Т.е. это означает, что и другие языки использоваться не должны? Даже другими разработчиками? Что, запрещается?
Простите, вы просто «умело» оперируете фактами в нужную вам сторону или вы не можете понять: никто не будет писать драйвера под новую ОС. Сравните состояние линукса лет пять назад и теперь, а также сравните статистику использования.
И что же вы хотели сказать?
По поводу языка я уже высказался — другие разработчики могут спокойно использовать другие языки (если будут иметься средства разработки).
Вообще, развитие систем обычно происходит экспоненциально. Так что, не нужно судить о системе по текущему состоянию.
Это значит, что сейчас на других языках могут писаться только приложения и библиотеки. Модифицировать существующий код можно только используя асм.
Авторы драйверов под линукс почему-то нашлись. Не в последнюю очередь потому, что он написан на С и использует общепринятые стандарты.
Я хотел сказать, что воспользоватся накопленным софтом для POSIX не получится, либо огромная работа по портированию, либо написание с нуля.
Она скорее сродни творениям демосцены. Ее авторы тоже запихивали рендеринг трехмерных моделей в реальном времени в 128 килобайт кода, и это было круто, только потом все уходили в современную разработку ПО.
спасибо за минус. плюс вам от меня ;) разработка ос подразумевает, что достаточно глубокий
опыт уже должен быть :) учиться программированию на таком проекте — тоже самое что преподавать детям в 4 классе дифференциальные уравнения. нет смысла в коде просто ради кода, иначе это потраченное в пустую время. начинателем проекта, если я не ошибаюсь, является какой-то фин. кто-то из разработчиков мне отвечал, что выбранный апи — это его идеи и мысли. опять же, нет смысла в продукте, который никто кроме разработчиков и узкого круга людей не будет использовать. каким бы хорошим и быстрым не было бы ядро, для десктопов и серверов решающим фактором является наличие _софта_. нет posix -> тяжело портировать -> нулевое использование.
p.s: добавил плюсы вам (и в личке тоже)
Вообще да, POSIX писался чтобы сделать разные юниксы совместимыми. Windows имеет частичную поддержку POSIX, называется это дело Interix, она же Services for UNIX. В некотором роде противоположность wine :)
Никсы появились гораздо раньше, в 1970 году. Но до относительно недавнего времени они с виндой занимали совершенно разные ниши рынка. UNIX для х86 машин появился гораздо позже, до этого он работал только на серверах и брендовых рабочих станциях с SPARC, m68k и рядом других архитектур. DOS и позже Windows работали на IBM-совместимых и с областью применения UNIX не пересекались. Так что реальная конкуренция UNIX и Windows началась не так и давно, что будет дальше — время покажет.