В комментариях к одному из моих предыдущих постов была затронута тема «заработка на открытом ПО» или, назовём по-другому, бизнес-модели СПО. Этот вопрос поднимается довольно часто, на форумах спрашивают:«А вот те компании, которые раздают свой софт бесплатно, да ещё и с исходниками, они как вообще деньги зарабатывают? Какая у СПО-компаний бизнес-модель?»
Отвечаю: Компании, участвующие так или иначе в разработке СПО, зарабатывают по-разному. Но никто из них не зарабатывает деньги непосредственно на коде. Не существует никакой «бизнес-модели СПО-компаний». Да-да, никакой особой бизнес-модели СПО нет.
Проиллюстрирую примерами. Какие компании вносят заметный вклад в СПО? Чтобы не «брать с потолка», посмотрим на проект linux kernel как наиболее известный и важный для СПО. Попробуем у перечисленных тут компаний выделить одинаковые черты.
1) Производители аппаратного обеспечения. Intel: Компания Intel, безусловно, является одной из наиболее важных участников СПО-сообщества, её программисты участвуют в многих проектах, но самый известный, пожалуй, MeeGo. Откуда деньги у Intel? Intel производит различное аппаратное обеспечение. Обратите внимание, что Intel не зарабатывает на СПО. Более, того, поддержка именно СПО не эксклюзивна, точно также Intel помогает в разработке другим своим партнёрам — например, Microsoft и Apple. Таким образом, поддержка СПО не является чем-то уникальным, а служит просто ещё одним каналом для поддержки продаж собственного оборудования. Смогла бы Intel обойтись без СПО? Наверняка смогла бы, но безусловно, вклад Intel в Open Source даёт этой компании конкурентные преимущества.
2) Производители программного обеспечения. Red Hat: Компания Red Hat считается ведущей Open Source компанией, в первую очередь из-за того, что все продукты открыты, а вклад в развитие СПО сложно переоценить. Наиболее известный из проектов, поддерживаемых Red Hat — Fedora Project. Участвуя в нем, разработчики Red Hat вносят свой вклад в тысячи открытых проектов. Откуда деньги у Red Hat? Компания зарабатывает на предоставлении технической поддержки и других услуг различным крупным предприятиям. Но данный метод заработка не является прерогативой только СПО компаний — разработчики проприетарного ПО тоже зарабатывают дополнительно на поддержке и услугах, связанных со своим продуктами. Смогла бы Red Hat обойтись без СПО? Возможно, но скорость выхода на рынок и объёмы продаж были бы значительно скромнее.
3) Компании из сферы услуг Google: Существует мнение, что Google это самая большая в мире open-source компания (перевод). Наиболее известные инициативы — Google Summer of Code и Android. У Google очень много своих проектов с открытым кодом и на серверах Google используется преимущественно открытое ПО. Откуда деньги у Google? Google зарабатывает на рекламе. Реклама и СПО достаточно слабо связаны, но в Google нашли как и на рынке рекламы использовать СПО. Смогла бы Google обойтись без СПО? Это было бы значительно труднее, т.к. только используя СПО можно быстро масштабировать вычислительные мощности.
Я привёл в пример три компании, лидирующих в своих сегментах рынка, которые распространяют свои разработки под открытыми лицензиями. У них не просто разные бизнес-модели, но и разные области IT. В каждом случае СПО, безусловно, помогает компаниям зарабатывать, но нет ничего особенного с точки зрения бизнеса. Просто эти компании за счёт использования СПО нашли способ выделится среди своих конкурентов.
У любой компании, в какой бы области она не работала, есть возможность использовать преимущества СПО и, в конечном счёте, увеличить свою прибыль. Но не существует какой-то общей модели, благодаря которой можно зарабатывать на СПО, ведь каждая компания должна быть уникальна. Конечно, если она хочет оставаться конкурентноспособной. ;-)
Те, ты хочешь сказать, что представители JBoss врали мне на прямой мой вопрос о том, существуют ли у них закрытые продукты? O_o Есть продукты, которые может быть не существуют «целиком» в открытом виде, но содержат открытые компоненты. Т.е. просто завёрнуты в красивую обёртку. Думаю, что с JBoss On именно такая ситуация.