Блог им. Ghaydn → Звук. Нативные DAW под GNU/Linux (часть 1)
Всем привет. Я тут немного профессиональный музыкант и давний пользователь свободного софта. Ещё сидючи на Windows, я постепенно переходил с QIP на Miranda, с Download Master на Free Download Manager. Потом поставил Ubuntu основной системой и вообще перестал пользоваться ОСью от Майкрософт.
Раньше я исполнял в основном акустическую музыку, теперь же очень много занимаюсь всяческой цифрой. Перепробовав кучу разного софта, я нашёл для себя кучу удобных программ как для студийной работы, так и для живых выступлений. Сегодня мне хотелось бы рассказать о самом, пожалуй, спорном аспекте цифрового музыкального творчества — о DAW.
Для тех, кто не в курсе. DAW — Digital Audio Workstation — это программа, предназначенная для написания, обработки, сведения и мастеринга музыки. Под определение DAW попадает любая программа, способная сама генерировать звуки (или записывать/импортировать записанное аудио), их распределять по трекам, обрабатывать и сводить. Для обзора я выбрал все программы, которые подходят под это определение, из тех, что мне известны. некоторыми я пользуюсь, некоторыми не пользуюсь, но для этого обзора специально их установил и пощупал. Из обзора выпала только NON-Timeline, слишком уж она сырая, функционально смахивает разве что на демку. Кроме того, в обзор не попала такая достойная программа как Audacity, а также Jokosher и Traverso: в них нет поддержки MIDI-треков, а следовательно они не могут сами генерировать звук (несмотря на наличие простейших генераторов в той же Audacity). Также в обзор не попал необычный треккер SunVox, так как он стоит несколько особняком, являясь скорее модульным синтезатором с функциями секвенсора.
И ещё, рассматриваются только нативные приложения под GNU/Linux. Именно поэтому в обзор не попал Reaper, фигурирующий в подобных топиках по той причине, что запуск его через Wine поддерживается официально.
Ну и наконец: статья всё же немного узкоспециализирована. В ней присутствуют всякие названия, понять суть и необходимость которых можно лишь будучи знакомым с делом производства звука на GNU/Linux. В дальнейшем я планирую ещё рассказать о никсовом звуковом софте, где разъясню разницу тех или иных понятий, а пока что гугл в помощь.
А теперь приступим. Часть 1: проприетарное ПО.
Bitwig Studio
Самый молодой релиз — 26 марта 2014 года — и самая высокая цена. Разработчики — бывшие в команде Ableton Live, поэтому многие особенности Аблетона вошли и в эту программу. Это хорошая, честная DAW с простым и понятным интерфейсом, без экспериментальных нововведений и хитростей: интерфейс схож с многими другими программами, о которых будет рассказано ниже.
Ввиду того, что программа весьма молода, в ней отсутствуют всякие обещанные плюшки. Нет нормальной поддержки VST или каких-либо иных плагинов (как минимум нативные VST всё же обещают внедрить). Хотя имеются довольно интересные встроенные эффекты. В работе со звуковыми данными главный упор делается на семплы. Звук идёт через JACK, ALSA или OSS (что, в общем-то, логично, учитывая, что одно на другое наслаивается), а вот с MIDI какие-то проблемы: я так и не смог найти какие-либо намёки на Bitwig Studio в окне соединений Джека.
Ну и ограничения демоверсии: нельзя что-либо сохранить, можно только пощупать и поиграть.
Renoise
Не с первого и не со второго раза у меня запустился Renoise: при запуске он сначала попытался просканировать своим DSSI-VST папку с VSTшками и неминуемо упал; затем попробовал подгрузить Zyn через LADSPA и снова упал. Сначала было я не стал связываться с таким падучим товарищем, но потом всё же решил проявить настойчивость и всё же посмотреть, каков он из себя, неведомый зверь треккер.
Пожалуй, самым значительным отличием от прочих программ следует считать отсутствие PianoRoll'а. Renoise рассчитан на создание вполне определённого вида музыки, и, пожалуй, весьма удобен для него. Треккерность и модульность здесь является основной концепцией, плюс к этому аудиосигнал в программе маршрутизируется каким угодно образом (впрочем, это уже по отзывам, сам я не опробовал настолько Renoise, чтобы так категорично утверждать, очень уж большой объём для освоения).
Ну а что касается обычных параметров, то: звук через ALSA или JACK (поддерживается транспорт), MIDI через ALSA. Много собственных эффектов, плюс LADSPA, DSSI «из коробки» и ещё VST включаются галочкой в настройках.
И снова к проблемам. Renoise 2 (из репов кхстудио) на демке периодически не контачил с джеком, а третья версия так и вовсе нещадно трещала от чрезмерной нагрузки на процессор.
В демоверсии нельзя экспортировать проект в wav (но можно сохранять), остальные ограничения касаются других платформ.
EnergyXT
Третий проприетарный подопытный — единственный из всех, кто не поддерживает JACK вообще. Это ещё одна простая и удобная DAW с интуитивным интерфейсом, понятным для освоения. Что называется, «ничего лишнего». Всего два собственных инструмента: барабанный семплер и синтезатор; мультиэффект для обработки. Для большего — поддержка нативных VST; другие плагины не поддерживаются. Присутствует простенький встроенный аудиоредактор.
В демоверсии нельзя сохранить проект, зато можно его экспортировать, скажем, в wav.
Вот, собственно, и всё, что можно сказать об этой небольшой программе. Зато в комплекте к ней можно скачать (бесплатно, без регистрации, можно и без самой программы) набор семплов и барабанных лупов в форматах SF2 и XTC соответственно.
Tracktion
Последний несвободный экспонат в данном обзоре. Собственно, несвободный он частично: библиотека JUCE родилась как часть Tracktion, а затем была отдана народу (впрочем, разработчики продолжают ей заниматься). По некоторым соображениям GNU/Linux-версия разблокируется бесплатно, надо только зарегистрироваться и победить все глюки; вероятно, по соображениям открытого бета-теста.
Основные разработчики Tracktion — нынешние или прошлые сотрудники Apple. В связи с этим программа получила нестандартный для никсов интерфейс, более подходящий для MacOS: drag-n-drop здесь правит бал, к тому же принципиальный отказ от всяких дополнительных окон. Осваивать подобный интерфейс с непривычки довольно сложно, но, говорят, он удобный и быстрый. Во всяком случае, эта программа — просто must have для всякого ищущего человека, хотя бы просто в силу оригинальности.
Звучать Tracktion умеет как через JACK, так и через ALSA, а MIDI только через ALSA.
Из прочего стоит отметить поддержку видео и отсутствие поддержки каких бы то ни было плагинов, кроме нативных VST и LADSPA. Плюс присутствуют неплохие собственные эффекты и семплер.
Продолжение тут: https://open-life.org/blog/2499.html
Раньше я исполнял в основном акустическую музыку, теперь же очень много занимаюсь всяческой цифрой. Перепробовав кучу разного софта, я нашёл для себя кучу удобных программ как для студийной работы, так и для живых выступлений. Сегодня мне хотелось бы рассказать о самом, пожалуй, спорном аспекте цифрового музыкального творчества — о DAW.
Для тех, кто не в курсе. DAW — Digital Audio Workstation — это программа, предназначенная для написания, обработки, сведения и мастеринга музыки. Под определение DAW попадает любая программа, способная сама генерировать звуки (или записывать/импортировать записанное аудио), их распределять по трекам, обрабатывать и сводить. Для обзора я выбрал все программы, которые подходят под это определение, из тех, что мне известны. некоторыми я пользуюсь, некоторыми не пользуюсь, но для этого обзора специально их установил и пощупал. Из обзора выпала только NON-Timeline, слишком уж она сырая, функционально смахивает разве что на демку. Кроме того, в обзор не попала такая достойная программа как Audacity, а также Jokosher и Traverso: в них нет поддержки MIDI-треков, а следовательно они не могут сами генерировать звук (несмотря на наличие простейших генераторов в той же Audacity). Также в обзор не попал необычный треккер SunVox, так как он стоит несколько особняком, являясь скорее модульным синтезатором с функциями секвенсора.
И ещё, рассматриваются только нативные приложения под GNU/Linux. Именно поэтому в обзор не попал Reaper, фигурирующий в подобных топиках по той причине, что запуск его через Wine поддерживается официально.
Ну и наконец: статья всё же немного узкоспециализирована. В ней присутствуют всякие названия, понять суть и необходимость которых можно лишь будучи знакомым с делом производства звука на GNU/Linux. В дальнейшем я планирую ещё рассказать о никсовом звуковом софте, где разъясню разницу тех или иных понятий, а пока что гугл в помощь.
А теперь приступим. Часть 1: проприетарное ПО.
Bitwig Studio
Самый молодой релиз — 26 марта 2014 года — и самая высокая цена. Разработчики — бывшие в команде Ableton Live, поэтому многие особенности Аблетона вошли и в эту программу. Это хорошая, честная DAW с простым и понятным интерфейсом, без экспериментальных нововведений и хитростей: интерфейс схож с многими другими программами, о которых будет рассказано ниже.
Ввиду того, что программа весьма молода, в ней отсутствуют всякие обещанные плюшки. Нет нормальной поддержки VST или каких-либо иных плагинов (как минимум нативные VST всё же обещают внедрить). Хотя имеются довольно интересные встроенные эффекты. В работе со звуковыми данными главный упор делается на семплы. Звук идёт через JACK, ALSA или OSS (что, в общем-то, логично, учитывая, что одно на другое наслаивается), а вот с MIDI какие-то проблемы: я так и не смог найти какие-либо намёки на Bitwig Studio в окне соединений Джека.
Ну и ограничения демоверсии: нельзя что-либо сохранить, можно только пощупать и поиграть.
Renoise
Не с первого и не со второго раза у меня запустился Renoise: при запуске он сначала попытался просканировать своим DSSI-VST папку с VSTшками и неминуемо упал; затем попробовал подгрузить Zyn через LADSPA и снова упал. Сначала было я не стал связываться с таким падучим товарищем, но потом всё же решил проявить настойчивость и всё же посмотреть, каков он из себя, неведомый зверь треккер.
Пожалуй, самым значительным отличием от прочих программ следует считать отсутствие PianoRoll'а. Renoise рассчитан на создание вполне определённого вида музыки, и, пожалуй, весьма удобен для него. Треккерность и модульность здесь является основной концепцией, плюс к этому аудиосигнал в программе маршрутизируется каким угодно образом (впрочем, это уже по отзывам, сам я не опробовал настолько Renoise, чтобы так категорично утверждать, очень уж большой объём для освоения).
Ну а что касается обычных параметров, то: звук через ALSA или JACK (поддерживается транспорт), MIDI через ALSA. Много собственных эффектов, плюс LADSPA, DSSI «из коробки» и ещё VST включаются галочкой в настройках.
И снова к проблемам. Renoise 2 (из репов кхстудио) на демке периодически не контачил с джеком, а третья версия так и вовсе нещадно трещала от чрезмерной нагрузки на процессор.
В демоверсии нельзя экспортировать проект в wav (но можно сохранять), остальные ограничения касаются других платформ.
EnergyXT
Третий проприетарный подопытный — единственный из всех, кто не поддерживает JACK вообще. Это ещё одна простая и удобная DAW с интуитивным интерфейсом, понятным для освоения. Что называется, «ничего лишнего». Всего два собственных инструмента: барабанный семплер и синтезатор; мультиэффект для обработки. Для большего — поддержка нативных VST; другие плагины не поддерживаются. Присутствует простенький встроенный аудиоредактор.
В демоверсии нельзя сохранить проект, зато можно его экспортировать, скажем, в wav.
Вот, собственно, и всё, что можно сказать об этой небольшой программе. Зато в комплекте к ней можно скачать (бесплатно, без регистрации, можно и без самой программы) набор семплов и барабанных лупов в форматах SF2 и XTC соответственно.
Tracktion
Последний несвободный экспонат в данном обзоре. Собственно, несвободный он частично: библиотека JUCE родилась как часть Tracktion, а затем была отдана народу (впрочем, разработчики продолжают ей заниматься). По некоторым соображениям GNU/Linux-версия разблокируется бесплатно, надо только зарегистрироваться и победить все глюки; вероятно, по соображениям открытого бета-теста.
Основные разработчики Tracktion — нынешние или прошлые сотрудники Apple. В связи с этим программа получила нестандартный для никсов интерфейс, более подходящий для MacOS: drag-n-drop здесь правит бал, к тому же принципиальный отказ от всяких дополнительных окон. Осваивать подобный интерфейс с непривычки довольно сложно, но, говорят, он удобный и быстрый. Во всяком случае, эта программа — просто must have для всякого ищущего человека, хотя бы просто в силу оригинальности.
Звучать Tracktion умеет как через JACK, так и через ALSA, а MIDI только через ALSA.
Из прочего стоит отметить поддержку видео и отсутствие поддержки каких бы то ни было плагинов, кроме нативных VST и LADSPA. Плюс присутствуют неплохие собственные эффекты и семплер.
Продолжение тут: https://open-life.org/blog/2499.html
- +8
- Ghaydn
- 25 апреля 2014, 07:22