Давайте сегодня поговорим про еще один RAW-конвертер с открытыми исходниками под Linux. Несмотря на то, что основным RAW-конвертером у меня остается RawTherapee, я уже долго присматриваюсь к быстро развивающемуся Darktable, новые версии которого выходят примерно раз в три месяца. А те, кому и этого срока много, могут использовать нестабильные версии, которые обновляются несколько раз в неделю. Я буду описывать Darktable на примере как раз нестабильной версии, в данный момент внешне она не сильно отличается от стабильной версии 0.8, которая вышла в феврале.
Чем же отличается Darktable, например, от того же RawTherapee? Во-первых, ориентацией в первую очередь на Linux. В данный момент нет версий под Windows, и будет ли в будущем – не известно. Во-вторых, у Darktable более продвинутые возможности для каталогизации фотографий. Если RawTherapee для сортировки фотографий может предложить только оценки от 0 до 5 звездочек, то у Darktable, кроме того, есть еще цветовые метки (6 цветов) и текстовые метки, правда, поиска по текстовым меткам в данный момент нет.
Darktable, как и RawTherapee, при редактировании не изменяет сами файлы, а всю обработку сохраняет во внешних файлах, который располагается рядом с фотографией.
Программа имеет два режима работы с фотографиями: режим «Световой стол» предназвачен для просмотра каталога фотографий, экспорта/импорта, работы с метками, сортировки и отбора фотографий, здесь же почему-то располагается и кнопка для объединения нескольких фотографий в HDR. Внешний вид этого режима показан на следующем скриншоте.
<lj-cut text=«Читать запись полностью »»>Как видите, Darktable имеет в том числе и русскоязычный интерфейс, правда, вручную в данный момент язык интерфейса переключить нельзя (честно говоря, в таком софте я предпочитаю англоязычный интерфейс, чтобы не думать о том, что подразумевается под данным переводом, хотя к самому переводу у меня претензий нет).
В этом режиме кроме перечисленных функций есть еще кнопки для работы с историей изменений фотографий. Например, можно скопировать обработку из одной фотографии и применить ее к другим снимкам. При этом историю изменений можно записать в файл XMP, а затем читать историю уже из этого сохраненного файла.
Есть еще похожая, судя по названию, функция «Стили обработки», но пока то ли она еще не доделана, то ли я не понял как ей пользоваться – стили можно загружать, но создать стиль мне не удалось, кнопка «Экспорт» ничего не делает (напомню, что я пользуюсь нестабильной версией, поэтому не исключено, что работа со стилями находится в процессе работы).
Теперь перейдем ко второму режиму работы программы, к режиму «Проявка», где и происходит вся обработка фотографий.
Вот здесь инструменты редактирования разработчики сделали довольно оригинально. Во-первых, ненужные инструменты (модули) можно прятать, чтобы они не отвлекали. Интерфейс для включения/отключения модулей показан на следующем скриншоте
Здесь темно-серые инструменты являются в данный момент отключенными, светло-серые – включенными, а темно-красные – добавленные в избранное (favorites). Favorites появились только в недавних нестабильных сборках и еще не получили русскоязычного перевода, они предназначены для выделения в отдельную вкладку наиболее часто используемых инструментов.
Инструменты разделены на группы «Основные», «Цвет», «Коррекция», «Эффекты», и есть еще две отдельные вкладки: «active», куда помещаются инструменты, которые были применены к данной фотографии, и «favorite»
На данный момент имеется 30 модулей: водяные знаки, индикатор ошибок экспозиции, раздельное тонирование, виньетирование, soften (перевода тоже еще нет, но по сути этот модуль придает фотографии эффект мягкости, приятной нерезкости), вельвия, микшер каналов, цветовой профиль вывода, трансформации (поворот, кадрирование и т.п.), зернистость, резкость (нерезкая маска), цветокоррекция, заполнение светом, квивая тоновоспроизведения, зонная система, обесцвечивание (создание черно-белых фотографий с применением цветных светофильтров), цветовые зоны, эквалайзер, свечение, цветовой профиль камеры, починка модуля ввода, оптические искажения, базовая кривая, graduated density (эффект градиентного фильтра), восстановление пересветов, экспозиция, проекция тонов, дебайеризация, хроматические аберрации и баланс белого.
Эти функции в том или ином виде есть, наверное, в любом серьезном RAW-конвертере, но разработчики придали некоторым модулям оригинальный интерфейс, настолько оригинальный, что с некоторыми я так и не разобрался. Точнее, я понимаю, что модуль должен делать, но не понимаю почему он этого не делает: то ли я что-то не так нажимаю, то ли модуль глючит (на протяжении вот уже нескольких версий, что вряд ли).
Вот, например, есть модуль «цветовые зоны»:
Вроде бы понятно, что в зависимости от цвета с его помощью можно уставливать разные насыщенности, яркости (светлоту) и тон. Это один из моих любимых инструментов в других RAW-конвертерах, но он обычно реализуется в виде ползунков, а тут в виде кривой-эквалайзера. Все бы ничего, но эту самую кривую мне никак не удается сдвинуть с места. Вращение колесика мыши увеличивает и уменьшает выделенную область, но сами точки ну никак не хотят перемещаться. Но они ведь как-то должны гвигаться, тем более, что можно загрузить некоторые предустановки, например, такую, которая обозначает, что останется насыщенным только красный цвет:
Аналогично с цветокоррекцией. Всплывающая подсказка для этого модуля говорит: «Draw a rectangle to give a tint». Мне этот прямоугольник нарисовать не удается.
Но применительно к большинству модулей я с такими проблемами не сталкивался.
Кстати, к интерфейсу у меня есть еще некоторые претензии. Очень часто вроде бы щелкаешь на миниатюру фотографии, а она никак не хочет выделяться, щелкаешь два раза – открывается фотография, выделенная до этого. Раздражает.
А вот понравилось, что, например, при применении нерезкой маски даже в режиме просмотра меньше 100% виден результат (в отличие от того же RawTerapee). Многие инструменты интересны, но описать словами, что они делают трудно, проще попробовать с ними поиграться.
Еще Darktable интересен тем, что для каждого отдельного модуля можно сохранять настройки, чтобы потом для отдельных фотографий можно было бы заранее предустановленные опции применять, не выставляя их заново. Например, можно сохранить несколько предустановок для нерезкой маски, несколько предустановок для коррекции экспозиций и т.п. А еще для каждого модуля предусмотрена кнопочка «вернуть все как было», которая сбрасывает измененные параметры.
Потенциально Darktable поддерживает скины, в настройках можно сменить тему, но пока прилагается только одна тема. Оперативку Darktable съедает очень много – в данный момент она у меня занимает чуть меньше 700 Мб. Применение изменений к фотографии, начиная с прошлой стабильной версии стало работать очень быстро благодаря использованию OpenCL и расчетам на видеокартах (до этого применение изменений было ну очень медленным), интерфейс в режиме «проявки» тоже не тормозит, а вот просмотр миниатюр мог бы работать и побыстрее. Про импорт фотографий я молчу – это больное место у всех RAW-конвертеров и каталогизаторов.
Как итог, в целом Darktable мне нравится, но переходу на него с RawTherapee мешает только некоторые шероховатости интерфейса, особенно стоящие намертно кривые-эквалайзеры. Если разработчики не бросят проект, то может получиться отличный аналог Lightroom под Linux.
В завершение напомню еще раз ссылку на официальный сайт. Там же есть ссылки на скачивание и deb-репозитории.
Интерфейс и модули обработки в лайтруме далеко не самое главное. Сомневаюсь, что дарктейбл способен дорасти до уровня лайтрума. Беда в том, что закодить нечто бесплатно народ еще может, а вот проводить сложные научные исследования, чтобы получить алгоритмы обработки и коррекции на уровне коммерческих, никто не будет. Это совсем другой уровень деятельности, и подобных специалистов не так много, чтобы они могли тратить свое время на открытые проекты.
Интересный пост, интересная софтина. По поводу предыдущего поста не согласен. SPU, количество (и качество) open source софта в кинопроизводстве растёт. И неважно, может ли сейчас darktable делать то, что делает lightroom, на определённом уровне развития проектом обязательно заинтересуются «сильные мира сего», и поддержат проект финансово.
А при чем тут кинопроизводство? В кинопроизводстве свои очень специфические задачи и условия. Софт (или какие-то алгоритмы) часто пишутся под конкретный проект. В кино главное быть первым, а кто там дальше будет пользоваться наработками уже никого не волнует, тем более, что стоимость разработки включена в бюджет фильма. Именно по этой причине киношники так легко «разбрасываются» своими достижениями в софте. А Линукс выбирается в качестве платформы исключительно из-за своей дешевизны ибо для рендеринга всяких штук нужно очень много машин.
В фотосфере ничего такого нет, поэтому присутствует злая конкуренция. Да и кому поддерживать то? Производителям фотокамер оно совершенно не нужно, т.к. у них есть свой софт (зачастую платный) + сторонние компании вроде Adobe, которым свой кусок тоже терять не хочется. В общем, я себе слабо представляю, кому реально бы было выгодно поддерживать подобные проекты финансово. Разве что какие-то общественные организации фотографов, но там обычно тусят профи, а им проще купить коммерческий софт, денег у них хватает.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
В фотосфере ничего такого нет, поэтому присутствует злая конкуренция. Да и кому поддерживать то? Производителям фотокамер оно совершенно не нужно, т.к. у них есть свой софт (зачастую платный) + сторонние компании вроде Adobe, которым свой кусок тоже терять не хочется. В общем, я себе слабо представляю, кому реально бы было выгодно поддерживать подобные проекты финансово. Разве что какие-то общественные организации фотографов, но там обычно тусят профи, а им проще купить коммерческий софт, денег у них хватает.